Как объяснить ребенку что такое давление

Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление»

Как объяснить ребенку что такое давление

Ирина Злотник
Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление»

Цели:

Образовательные:

– познакомить детей с атмосферным давлением;

– закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

– продолжать учить детей пользоваться не стандартным оборудованием, схемами;

– продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;

– способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Развивать:

– логическое мышление, память, речь, творческое воображение;

– мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обощение;

– слуховое и зрительное восприятие;

Воспитывать:

– ценностное отношение к окружающей среде;

– интерес к расширению кругозора

Материалы и оборудование:

1. Записка профессора;

2. Презентация «Воздух»;

3. Ноутбук;

4. Прозрачные стаканы по количеству детей (можно пластиковые);

5. Губки (по количеству детей);

6. Тазики маленькие;

7. Трубочки для коктейля;

8. Листы для схем;

9. Фломастеры;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить сегодня в лабораторию к профессору Почемучкину, где мы с вами сможем посмотреть новые опыты. Давайте подумаем как следует себя вести в лаборатории.

Дети: В лаборатории мы должны вести себя тихо, спокойно, не баловаться, внимательно слушать и выполнять задания.

Воспитатель:Все верно. И я предлагаю пройти к профессору. Здравствуйте, уважаемый профессор! (никто не отвечает) Странно. Почему – то никого нет. Вот его халат…и записка какая – то. Прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию.

Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе позанимаетесь в лаборатории. Желаю вам успешно ответить на все мои вопросы».

Что ж, давайте снимем на видео, как мы отвечаем на вопросы, профессор посмотрит его и оценит каждого.

А вот и первое задание. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Это воздух.

Воспитатель: Как вы догадались, что это воздух?

Дети: Мы догадались, что это воздух потому, что он невидимый и мы дышим воздухом, поэтому жить без него не можем.

Воспитатель: Что вы еще знаете о воздухе?

Дети: Мы знаем, что воздух не имеет цвет.

Воспитатель: Да, мы не видим воздух, следовательно, он бесцветный (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Действительно. Вдохните воздух носом. Он ни чем не пахнет. (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: Верно. Вдохните воздухом ртом и вы не почувствуете никакого вкуса. (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: Конечно. Мы не можем его увидеть. Значит он невидимый. (вывешиваю иллюстрацию).

Воспитатель: Для чего человеку нужен воздух?

Дети: Воздух нужен человеку, так как он им дышит.

Воспитатель: Как воздух попадает к нам в организм?

Дети: В организм воздух попадает через нос и проходит в легкие.

Воспитатель: Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.

Почему же кислород не кончается, если им дышат так много людей и животных? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который вдыхают люди, а сами выделяют кислород.

Итак, перед вами, ребята стоит задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, а затем – это доказать. (Надеваем фартуки)

ОПЫТ 1

Воспитатель: Пройдем к первому столу. Что находится перед вами?

Дети: Перед нами стоит баночки с водой и стаканчики.

Возьмите стаканчик и строго прямо опустите его в воду. (Показываю).

Что вы видите?

Дети: Мы видим, что вода в стаканчик не поступает, значит, в нем есть воздух. Он мешает попасть внутрь стаканчика воде.

ОПЫТ 2

Воспитатель: Что вы видите на втором столе?

Дети: На втором столе мы видим тазики с водой и губки.

Воспитатель: Возьмите по губке и опустите в тазики.

Что вы наблюдаете?

Дети: Мы наблюдаем, что из губок выходит воздух в виде пузырьков.

ОПЫТ 3

Воспитатель: Подойдем к следующему столу. Что же видите здесь?

Дети: Здесь мы видим стаканчики с водой и трубочки.

Воспитатель: Как вы думаете, что предстоит сделать сейчас вам?

Дети: Нам нужно взять трубочки, опустить их в стаканчики и подуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Из нас будет выходить воздух в виде пузырьков.

Воспитатель: Попробуйте.

ОПЫТ 4.

Воспитатель: Оказывается, воздух можно не только увидеть во время опытов, как мы сейчас с вами делали, но и услышать. (Надуваем шарик и отпускаем его, воздух вырывается из шарика со свистом)

ОПЫТ 5

Воспитатель: Скажите, что делает артист, играющий на духовых инструментах?

Дети: Артист, играющий на духовых инструментах дует в отверстие инструмента.

Воспитатель: Верно, когда он дует, воздух дрожит и получается звук. Давайте с вами послушаем как это происходит. (презентация)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам зарисовать результат понравившегося опыта на бумаге. Что вы делали сначала, что потом и что получилось. (зарисовывают)

Воспитатель: Как вы думаете, почему во всех опытах воздух выходил в виде пузырьков?

Дети: Воздух выходит через воду в виде пузырьков, потому что вода воздух в них выпускает.

Воспитатель: Все верно. Молодцы. Профессор будет доволен вами. А сейчас познакомлю вас с новым свойством воздуха – атмосферным давлением. Давайте скажем вместе атмосферное давление.

Воспитатель: Воздух давит на все предметы, на все живое: на нас, на деревья, на листья, на дома, скамейки, машины. И я покажу, как воздух давит на предметы.

Как вы думаете, что произойдет, если накрыть стакан с водой открыткой и перевернуть его? (Дети предполагают свои варианты).

ОПЫТ 6.

(демонстрирую детям)

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода не выливается из стакана.

Воспитатель: Воздух, который был в стакане, давит на открытку, и в связи с этим вода не выливается. Это и есть атмосферное давление.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Воспитатель: Ребята, оказывается, что воздух не такой уж и безобидный: он может быть и вредным.

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе?

Дети предлагают варианты свои.

Воспитатель: Конечно в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать ароматы березы, дуба, цветов пахнущих медом. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Деревья вырабатывают особые вещества, которые убивают вредные бактерии.

В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнён частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.

Давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится свежее, чище?

Дети: Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.

Воспитатель: Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух?

Дети: Люди сажают в городе деревья.

Воспитатель: Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Эти высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязнённый воздух.

В больших городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль

Как очистить такой воздух?

На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые воздух очищают. Частицы копоти и пыли осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками.

Кроме того, учёные разрабатывают конструкции новых автомобилей, не загрязняющих воздух. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло.

Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Нам пора с вами возвращаться в детский сад обратно. Только как же профессор узнает о результатах, которые мы сегодня получили?

Дети: Давайте оставим профессору ответы в схемах, которые мы сегодня делали.

Воспитатель: Итак, что же мы с вами сегодня занимались?

Дети: Сегодня мы ходили в лабораторию к профессору Почемучкину и проводили там опыты с воздухом.

Воспитатель: Что именно вы делали и что у вас получилось?

Дети: Мы проводили опыты со стаканчиками и баночками и узнали что в стаканчиках есть воздух, так как вода туда не поступала, воздух ее не пускал.

Воспитатель: Верно. Какие еще опыты провели?

Дети: Мы узнали, что в губках тоже есть воздух. Опускали их в воду и наблюдали как воздух из них выходит.

Воспитатель: Хорошо, что еще?

Дети: Мы убедились, что в нас тоже есть воздух – дули в трубочки, которые были опущены в воду.

Воспитатель: О каком новом явлении вы сегодня узнали?

Дети: Сегодня мы узнали об атмосферном давлении. Оно давит на все предметы.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо за сегодняшнюю работу.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-dlja-starshei-grupy-s-yelementami-isledovatelskoi-dejatelnosti-vozduh-atmosfernoe-davlenie.html

Как объяснить ребенку что такое артериальное давление – Лечение гипертонии

Как объяснить ребенку что такое давление

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения гипертонии наши читатели успешно используют ReCardio. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Артериальное давление (АД), как и температура тела, — величина, изменяющаяся в зависимости от воздействия различных факторов. Именно поэтому его измерение является обязательным на приеме у врача или при поступлении в стационар. Полученные данные дают возможность доктору диагностировать, например, гипертонию.

Однако, важно знать, что для получения более широкой информации о состоянии здоровья пациента, следует измерять давление на обеих руках и сравнивать полученные показания.

Результат измерения указывается в виде двух значений: систолического (верхнего) и диастолического (нижнего). Систолическое давление указывается первым и означает уровень давления крови при сердечном сокращении.

Вторая же цифра информирует об уровне кровяного давления при расслаблении сердца.

О чем свидетельствует разница давления на руках?

Еще несколько десятков лет назад ученые заметили, что давление на правой и левой руке может отличаться друг от друга. Позднее врачами была установлена и взаимосвязь между разницей в показаниях давления на разных руках и сосудистыми заболеваниями.

Некоторые доктора даже придерживаются мнения, что каждый мм разницы в измерениях существенно, а именно на 9 %, увеличивает риск смерти в ближайшее десятилетие.

Однако, чтобы не паниковать, следует разобраться, что может повлиять на различие в этих показаниях.

Среди основных можно выделить такие причины подобной разницы:

  1. Переживания. Начиная измерять давление, человек может волноваться, и это волнение отражается на показаниях как давления, так и пульса. Успокоившись и измерив давление на второй руке, он получает существенно отличающийся результат. Поэтому очень важно приступать к измерению в расслабленном состоянии. Желательно измерять его не самостоятельно, а доверить это другому человеку.
  2. Анатомические особенности. У большинства людей, особенно у тех, чья деятельность связана с нагрузками, в мышцах плечевого пояса образуется фиброз, который приводит к ущемлению сосудисто-нервного пучка. По этой причине артериальное давление на правой руке может быть выше, чем на левой. К анатомическим особенностям можно также отнести более сильную мускулатуру одной из рук.
  3. Переутомление, плохой сон, нервозность.
  4. Нарушение кровообращения. Такие изменения в организме могут быть связаны с рядом заболеваний, диагностировать которые можно лишь при более тщательном обследовании.

Разное давление на руках — не диагноз, а лишь повод обратиться к врачу. Заболевания, о которых может свидетельствовать данный факт, в большинстве случаев связаны с сужением артерий и потерей их эластичности. В данном случае речь идет о подключичной артерии, которая является частью большого круга кровообращения.

Она снабжает кровью шею и руки. Если же происходит стеноз (сужение) подключичной артерии, то ткани, которые должны снабжаться кровью и кислородом от нее, недополучают их. Это, в свою очередь, приводит к образованию в местах сужения атеросклеротических бляшек, которые могут, вообще, перекрывать поток крови в артерии. А это уже угроза ишемического инсульта.

Еще одно заболевание, при котором может наблюдаться разное давление на симметричных конечностях, — это неспецифический аортоартериит или, как его называют, синдром Такаясу. Заболевание чаще поражает молодых женщин, хотя встречается и у мужчин. Оно вызывает воспаление стенок сосудов, что приводит к их закупориванию.

Из-за нарушения кровотока происходят паталогические изменения в органах, которые не снабжаются кровью и кислородом в необходимом количестве. При своевременном выявлении и лечении данного заболевания риск смертности можно снизить до 10 % и ниже.

Если же болезнь останется недиагностированной, то вероятность летального исхода возрастает до 75 %.

Если разница давления не превышает 10 мм, поводов для беспокойства нет. Такое различие считается физиологической нормой. Однако, если вы обнаружили, что разница составляет более 10–15 мм, то это должно вызвать опасения, так что не стоит откладывать визит к врачу.

Для молодых людей это повод заподозрить сосудистые дефекты, для людей пожилого возраста — вероятность ишемической болезни сердца, гипертонии, нарушения мозгового кровообращения, что увеличивает риск инсульта и инфаркта.

Если же разница в давлении больше 20 мм, то это может свидетельствовать об атеросклеротическом сужении, или окклюзии, подключичной артерии.

Разное давление на разных руках может никак не проявляться, а может сопровождаться такими симптомами:

  • слабостью;
  • звоном в ушах;
  • головокружением;
  • быстрой утомляемостью;
  • зябкостью пальцев на руке;
  • дискомфортом и другими.

Наличие хотя бы одного из них в сочетании с различными показаниями давления на руках также является поводом для обращения к врачу и проведения диагностики.

Чем раньше удастся выявить болезнь, тем больше шансов избавиться от нее или минимизировать негативное влияние. Большинство заболеваний на ранней стадии может протекать бессимптомно. К таким заболеваниям относится, например, атеросклероз.

Выявить его на ранней стадии как раз и помогает регулярное измерение давления на обеих руках и сравнение полученных значений.

Правила измерения давления

Если вы решили контролировать свое давление дома, следует соблюдать определенные правила для получения точных результатов:

  1. Давление следует измерять в одно и то же время и желательно 2 раза в день.
  2. Наиболее точные показания может дать механический тонометр.
  3. Перед измерением следует расслабиться и отдохнуть хотя бы 5 минут.
  4. Проводить измерение сидя, при этом опираясь на спинку стула и не скрещивая ноги. Рука должна полностью лежать на столе, не свисать, находиться на уровне сердца.
  5. Лучше всего, если давление будет измерять кто-то другой, так как при самостоятельном проведении процедуры приходится прикладывать усилия для сдавливания груши, что может отразиться на результатах, особенно если потом вы будете измерять давление на второй руке.
  6. Между измерением давления на одной и второй руках следует выдержать интервал в 4-5 минут.
  7. Лучше всего избегать кофе, сосудосуживающих препаратов, курения и нагрузок как минимум за час до измерения давления.

Используем тонометр правильно

Наука не стоит на месте, и сейчас в аптеке можно приобрести полуавтомат или автоматический тонометр, который проделает всю работу самостоятельно и выдаст результат на дисплее.

Такие тонометры очень удобны в домашнем использовании, но их результаты могут быть с погрешностью.

Если же у вас под рукой механический тонометр, то его результат будет более точным, если правильно его использовать:

  1. Манжету следует надевать на 2 см выше локтевого сгиба. Между манжетой до накачивания и рукой должен проходить палец. Надевать манжету следует на голую руку.
  2. Мембрану фонендоскопа размещают на локтевом сгибе так, чтобы отчетливо слышать пульсацию.
  3. Качать грушу следует быстро (клапан груши должен быть закрыт). Накачивать воздух следует на 20 мм выше, чем тот уровень, при котором исчез пульс.
  4. Далее следует медленно выпускать воздух и прислушиваться к ударам пульса. Запомните отметку, на которой стал прослушиваться пульс — это верхнее (систолическое) давление. Вторая отметка нижнего (диастолического) давления будет соответствовать значению, когда пульса не слышно.

Как было сказано выше, артериальное давление — очень зависимая и непостоянная величина. Поэтому измерять его следует, придерживаясь указанных правил, а, сравнивая результаты, учитывать все факторы, которые могли повлиять на них. Только в таком случае полученный результат может быть информативным и точным.

Диагностика и лечение

Вовремя диагностировать заболевания сосудов должен специалист, который сперва проведет осмотр пациента, а потом в случае необходимости направит его на дополнительное исследование.

В ходе осмотра врачу важно обратить внимание на шумы в подключичной и сонной артериях, которые вызываются током крови по узким участкам артерии.

В случае обнаружения подобных шумов, врач должен назначить УЗИ — дуплексное сканирование сосудов.

В ходе этого обследования сканируются магистральные артерии головы и начальные отделы верхних конечностей. Данное исследование способно определить локализацию сужения, его степень и значимость.

При показаниях пациенту может быть предложено пройти рентген кровеносных сосудов, именуемый ангиографией.

Такая процедура проводится под местной анестезией в специальной операционной, оснащенной необходимым оборудованием (аниографом), путем катетеризации бедренной артерии или артерии на запястье.

Если в результате медицинского исследования у больного диагностируется стенотическое поражение артерий, которое требует оперативного вмешательства, то существует два способа его проведения:

  1. Сонно-подключичное шунтирование. Открытая операция, которая выполняется сосудистыми хирургами.
  2. Стентирование. Современная операция, которая выполняется рентгенэндоваскулярными хирургами под местным наркозом. Она является малотравматичной (делается небольшой разрез на коже размером 2-3 см), однако, как и любая другая, имеет свои показания и противопоказания.

Несмотря на то, что врачи знают о необходимости измерять давление на обеих руках, нередко пренебрегают этим. Такое отношение может иметь серьезные последствия для пациента.

Поэтому вы сами должны проследить за тем, чтобы доктор должным образом проводил осмотр, в том числе и измерял давление.

Забота о своем здоровье и раннее выявление отклонений в работе организма позволят вам своевременно принять необходимые меры: обратиться к врачу, скорректировать диету, отказаться от курения и алкоголя и т. д.

Источник: http://aritmiya.lechenie-gipertoniya.ru/bradikardiya/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-arterialnoe-davlenie/

Атмосферное давление

Как объяснить ребенку что такое давление

  • Участник:Бибякова Динара Маратовна
  • Руководитель: Жукова Наталья Вячеславовна

  Цель работы: – Понять, как работает атмосферное давление; – Убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений; – Выявить параметры, от которых зависит атмосферное давление;

– С помощью физических опытов подтвердить факт существования атмосферного давления и увидеть результаты его действия.

Цель:

  • понять, как работает атмосферное давление.
  • убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений. 
  • выявить параметры, от которых зависит атмосферное давление;
  • с помощью физических опытов подтвердить факт существования атмосферного давления и увидеть результаты его действия.

«Подъем воды вслед за поршнем»

(учебник «Физика. 7 класс» А.В. Перышкин, Дрофа, 2012. Параграф 42, «Вес воздуха. Атмосферное давление», рис. 125.)

Предметы и материалы

  • Широкая емкость
  • Большой демонстрационный шприц
  • Вода

Проводим эксперимент

Нальем воду в широкую емкость. Возьмем шприц и опустим поршень шприца вниз, тем самым вытесним весь воздух из шприца. Затем опустим шприц в емкость с водой и медленно начнем поднимать поршень.

Гипотеза

Действительно ли вода начнет подниматься за поршнем вверх, заполняя шприц.

Объясняем

В момент, когда мы опускали поршень и вытесняли воздух из шприца, там не осталось совсем молекул воздуха. На воду, находящуюся в емкости действует атмосферное давление.

Когда мы опустили шприц в емкость с водой и начали поднимать поршень, то между поршнем и водой образовалось безвоздушное пространство.

А так как атмосферное давление очень велико и оно продолжает действовать на воду, то вода начинает двигаться в зону наименьшего давления, тем самым заполняя шприц.

Гипотеза

Действительно ли вода останется в стакане пока до тех пор, пока края стакана находятся под водой.

«Пластиковая бутылка с отверстием на дне»

(учебник «Физика. 7 класс» А.В. Перышкин, Дрофа, 2012. Параграф 42, «Вес воздуха. Атмосферное давление», рис. 127, задание после параграфа номер 2)

Предметы и материалы

  • Вода
  • Небольшая пластиковая будылка

Применение на практике

  • Воздушние шарики
  • Дыхание
  • При наборе лекарств в шприцы, пипетки
  • Автоматические поилники для домашних животных
  • Поршневые жидкостные насосы
  • Когда человек пьет различную жидкость
  • Соки с трубочками
  • Фонтаны
  • Игрушки и устройства на присосках

Атмосферное давление лежит в основе многих приспособлений. Например, когда у человека насморк, он применяет капли в нос, используя пипетку. Капли попадают в пипетку именно благодаря давлению воздуха.

Когда нам делают уколы, врач выталкивает воздух из шприца поршнем и набирает лекарство, которое попадает в шприц под действием атмосферного давления.

Применение в природе

  • Уталение жажды диких животных (Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот)
  • Копыта животных (при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разреженное пространство. Давление выравнивается сверху и снизу, и нога вынимается из болота без особого труда.)
  • Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
  • Метеорология (для составления прогноза погоды)
  • Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

Интересные факты о рассматриваемом явлении

Как известно, воздушные массы перемещаются с области с повышенным атмосферным давлением в сторону области, где это давление ниже. Всего выделено 7 зон. Экватор – зона низкого давления. Далее, по обе стороны от экватора вплоть до тридцатых широт – область высокого давления. От 30° до 60° – опять низкое давление. А от 60° до полюсов – зона высокого давления.

Между этими зонами и циркулируют воздушные массы. Те, что идут с моря на сушу, несут дожди и ненастье, а те, что дуют с континентов – ясную и сухую погоду. В местах, где воздушные течения сталкиваются, образуются зоны атмосферного фронта, которые характеризуются осадками и ненастной, ветреной погодой. Давление меняется не только по вертикали, но и по горизонтали.

Особенно это чувствуется при прохождении циклонов. Если бы атмосфера Земли не вращалась вместе с Землей вокруг ее оси, то на поверхности Земли возникли бы сильнейшие ураганы.

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла? – на Земле установилась бы температура приблизительно –170 °С, замерзли бы все водные пространства, а суша покрылась бы ледяной корой – наступила бы полная тишина, так как звук в пустоте не распространяется; небо стало бы черным, поскольку окраска небесного свода зависит от воздуха; не стало бы сумерек, зорь, белых ночей . – прекратилось бы мерцание звезд, а сами звезды были бы видны не только ночью, но и днем (днем мы их не видим из-за рассеивания частичками воздуха солнечного света); – погибли бы животные и растения.

«Атмосферное давление и тело человека»: на тело человека, поверхность которого при массе в 60 кг и росте, в среднем, 165 см, примерно равна 1,6 м2, действует сила в 160 кН, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает организм такие огромные нагрузки?

Это достигается за счет того, что давление жидкостей, заполняющих сосуды тела, уравновешивает внешнее давление.

С этим же вопросом тесно связана возможность нахождения под водой на большой глубине. Дело в том, что перенесение организма на другой высотный уровень вызывает расстройство его функций. Это объясняется, с одной стороны, деформацией стенок сосудов, рассчитанных на определенное давление изнутри и снаружи.

Кроме того, меняется при изменении давления и скорость многих химических реакций, вследствие чего меняется и химическое равновесие организма. При увеличении давления происходит усиленное поглощение газов жидкостями тела, а при его уменьшении – выделение растворенных газов.

При быстром уменьшении давления вследствие интенсивного выделения газов кровь как бы закипает, что приводит к закупорке сосудов, нередко со смертельным исходом. Этим определяется максимальная глубина, на которой могут производиться водолазные работы (как правило, не ниже 50 м).

Опускание и поднятие водолазов должно происходить очень медленно, чтобы выделение газов происходило только в легких, а не сразу во всей кровеносной системе.

Самое высокое атмосферное давление 815 мм. рт. ст. (или 1133 мб.) было зарегистрировано 12 декабря 1968 года в пос. Акапа (Сибирь, Россия ).

Самое низкое в мире давление (870 гПа) зарегистрировано в 482 км к западу от острова Гуам, Тихий океан, на 16 44 с.ш. и 137 46 в.д. 12 октября 1979 г.

Во время урагана Джимбер в Тихом океане 12 сентября 1988 года было зафиксировано атмосферное давление (на уровне моря) 645 мм.рт.ст. (или 860 мб.)

Ссылка на видео: https://yadi.sk/i/9MwwUXXN3JfMXQ

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/atmosfernoe-davlenie-7528/

Давление. урок. Физика 7 Класс

Как объяснить ребенку что такое давление

Когда какое-либо тело стоит на опоре, оно своим весом действует на эту опору. А имеет ли значение, как расположить это тело на опоре? Будет ли оно лежать на большей или на меньшей своей грани? Именно это нам и предстоит изучить сегодня на уроке.

Рис 1. Одна и та же сила (вес тела) может быть распределена по разной площади

Еще один пример. Давайте попробуем отрезать кусочек хлеба двумя разными ножами. Почему при одной и той же силе, которую мы прикладываем к каждому ножу, получается разный результат? Один нож режет хлеб плохо, он больше ломает его, а другой – идеально.

Рис 2. Разные ножи по-разному режут хлеб

Все дело в том, насколько хорошо заточена режущая кромка лезвия этих ножей. Чем тоньше режущая кромка, тем нож режет лучше. Что значит лучше? Это значит, что в обоих случаях мы оказывали одну и ту же силу, но результат действия этой силы был разным. Все дело в том, что площадь, по которой распределена эта сила, была разной.

Каждый из вас может привести огромное количество примеров из собственного жизненного опыта. Это ситуация, когда мы стоим на рыхлом снегу на лыжах или просто на ногах. В одном случае мы не будем проваливаться, в другом – погрязнем глубоко в снегу.

Рис 3. В зависимости от площади взаимодействия вы либо погрязнете в снегу, либо нет

Все это свидетельствует о том, что изменение площади, по которой распределена одна и та же сила, приводит к тому, результат действия этой силы оказывается различным.

В нашем обсуждении постоянно участвуют такие физические величины:

  • сила, действующая перпендикулярно некоторой поверхности (стола, батона хлеба, снега и т.д.);
  • площадь, по которой эта сила распределена (площадь грани бруска режущей кромки ножа, лыж).

Чем больше величина силы (обозначим ее символом F) и чем меньше площадь поверхности, по которой она распределена (обозначим ее символом S), тем больше результат действия этой силы.

Следовательно, результат действия силы на некоторую поверхность зависит не от самих этих величин, а от их отношения.

Это отношение называется давлением и обозначается латинской буквой р (от слова pressure – «давление»).

Рис 4. Сила, площадь поверхности и давление; их единицы измерения

Давлением называется физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно некоторой поверхности, к площади этой поверхности.

Сила, действующая перпендикулярно некоторой поверхности, называется силой давления.

Роль силы давления может выполнять вес тела или любая другая сила упругости.

В системе СИ сила измеряется в ньютонах, площадь – в квадратных метрах. Таким образом, давление измеряется в ньютонах на квадратный метр. Эта единица давления имеет особое название – паскаль, в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Рис 5. Блез Паскаль (1623–1662)

Один паскаль (Па) – это давление, создаваемое силой давления в 1 ньютон, равномерно распределенной по поверхности площадью один квадратный метр.

Один паскаль – небольшое давление. Примерно такое давление создает лежащий на столе листок из школьной тетради. Поэтому очень часто используют кратные единицы давления:

гектопаскаль (гПа)               1 гПа = 100 Па = 102 Па,

килопаскаль (кПа)                1 кПа = 1000 Па = 103 Па,

мегапаскаль (МПа)               1 МПа = 1000000 Па = 106 Па.

Рис 6. Определение давления. Единицы измерения давления в СИ

Теперь мы можем вернуться к вопросу, который обсуждался в самом начале этого урока: зависит ли действие тела на поверхность от того, какой гранью мы положили его на ту поверхность.

Рис 7а. Сила распределена по большей площади

Рис 7б. Та же сила распределена по меньшей площади

В первом случае сила давления бруска (его вес) распределена по большей площади, а во втором – по меньшей. Поскольку в формуле для вычисления давления площадь стоит в знаменателе дроби, мы получаем, что в первом случае брусок оказывает на опору меньшее давление, а во втором – большее.

Рис 8. Давление обратно пропорционально площади, по которой распределена сила

Итак, чтобы увеличить давление, нужно уменьшить площадь, по которой распределена сила давления. Поэтому режущие кромки инструментов необходимо затачивать.

Рис 9. Режущие кромки ножей, пил и других инструментов затачивают для уменьшения площади, по которой распределена приложенная к ним сила

Острая игла будет прокалывать ткань лучше, чем игла с затупленным концом.

Рис 10. Острая и затупленная иглы по-разному прокалывают ткань

В тех случаях, когда давление необходимо не увеличивать, а уменьшать, этого можно достигнуть путем увеличения площади поверхности, к которой приложена сила.

Например, для уменьшения давления шины грузовых автомобилей делают шире, чем шины легковых автомобилей.

Для того чтобы тяжелый трактор или танк не проваливался в рыхлый грунт, на них устанавливают не колеса, а широкие и длинные гусеницы.

Рис 11. Для уменьшения давления шины грузовых автомобилей делают шире, чем шины легковых автомобилей

Рис 12. Для уменьшения давления на грунт тяжёлые танки и тракторы оснащены не колесами, а гусеницами

Примеры управления давлением

Возможно, вы видели по телевизору, когда человек или какое-то животное зимой на озере проваливались в прорубь. И наверняка наблюдали, что спасатели всегда подбирались к нему, распластавшись по льду. Распластавшись по льду, они увеличивали площадь, на которую воздействовал вес их тела, а потому и уменьшали своё давление на лёд.

Рис 13. Уменьшение давления на льду

Почему рельсы не кладут на землю, а сначала крепят к шпалам? Ответ очень прост: чтобы увеличить площадь, на которую воздействуют рельсы. Таким образом, при той же силе (вес поезда и рельсов) уменьшается давление на землю, и рельсы при прохождении поезда не проваливаются под землю.

Рис 14. Уменьшение давления на землю при движении поезда

Почему кулаком трудно разбить досточку, а ребром ладони легче? Ответ также очень прост: при одной и той же приложенной силе давление на досточку от удара ребром ладони будет намного больше, чем от удара кулаком, потому что площадь соприкосновения ребра ладони с досточкой будет намного меньше, чем у кулака с той же досточкой.

Рис 15. Разбить досточку проще ребром ладони, чем кулаком

Подведем итоги. Сила, с которой тела действуют на опору, распределяется по площади. И в случае большей площади давление, которое оказывает это тело на поверхность, будет меньше. Если же площадь соприкосновения уменьшать, давление увеличится. Единица измерения давления – паскаль:

Список рекомендованной литературы

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл.: 5-е изд., стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «files.school-collection.edu.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «files.school-collection.edu.ru» (Источник)

Домашнее задание

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов №440 – 449.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/physics/7-klass/bdavlenie-tverdyh-tel-zhidkostej-i-gazovb/davlenie

ПроДавление
Добавить комментарий